АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ
Организм человека с точки зрения китайской медицины
Организм человека является своеобразной моделью Вселенной, повторяющей в себе в точности все макропроцессы, происходящие в ней. Применительно к физическому и качественному строению организма Инь означает физическую составляющую тела, а Ян - его свойства и функции. Инь управляет организмом изнутри, а Ян – управляет внешними факторами организма.
Баланс Инь и Ян определяет состояние здоровья человека, физического и духовного. В китайской медицине есть положение: если Ян отступает, увеличивается Инь, а если отступает Инь, происходит увеличение Ян. Хорошее здоровье обеспечивается равновесием этих двух начал в организме – чем это равновесие ближе к идеальному, тем крепче здоровье и тем качественнее жизнь человека, обладающего таким здоровьем.
Женская энергия Инь соответствует внутреннему миру человека, в то время как внешняя, поведенческая, социальная жизнь человека соотносятся с мужской энергией Ян. Особенности физиологии и характера, таланты и склонности, сила и слабость - все это определяется преобладающими в человеке началами и особенностями их взаимодействия.
В китайской медицине модель Инь-Ян, именуемая также принципом Гармонии и Равновесия, используется во всех без исключения направлениях медицинской научной теории и практики: в патологии, анатомии, физиологии, клинической диагностике и лечении. Особое значение этот принцип приобретает в профилактических программах, созданных для предотвращения заболеваний.
Китайские программы профилактики и лечения обычно основаны на принципе соотнесения «внутреннего» и «внешнего», «верха» и «низа». Это касается строения тела, сосудов, оболочек внутренних органов.
Инь соотносится с внутренними, передними и нижними поверхностями тела. Это грудь, живот, внутренние поверхности верхних и нижних конечностей, живот, нижняя часть спины. Ян, в свою очередь, соотносится с наружными, задними и верхними поверхностями. К ним относятся голова, наружные стороны верхних и нижних конечностей, верхняя часть спины, левая половина тела.
Так называемые «плотные органы» (сердце, почки, печень и другие) соотносятся с Инь. «Полые органы» (кишечник, желудок, мочевой пузырь и другие) - с Ян. Определение исходной точки патологического процесса само но себе может многое сказать о причинах, вызвавших этот процесс, то есть о характере дисбаланса Инь и Ян, который повлек за собой то или иное заболевание.
Восточные медики считают важным выяснить характер соотношения Инь и Ян. Находятся ли они в равновесии, или же одно из начал заняло преобладающую позицию? Традиционная китайская медицина ставит знак равенства между здоровьем и балансом Инь и Ян. Болезнь возникает тогда, когда гармония нарушается.
Долгое время западная и восточная модели миропонимания находились в состоянии разрыва друг с другом. В лучшем случае, приверженцы одной теории никогда не слышали о существовании иных принципов, а в худшем - считали друг друга непримиримыми врагами.
Не секрет, что именно западное мировоззрение на протяжении веков считалось истинным в силу своей, как казалось, рациональности, точности, ясности. В настоящее время люди вновь обратились к древним знаниям, к философии Востока. Эта тенденция наблюдается и в медицине. После периода полного отрицания ценности народной медицины сейчас происходит обратный процесс. Нетрадиционные методы лечения все больше привлекают внимание. И это касается не только простых людей, но и самих медиков.
Восточная медицина зародилась в Китае, а точнее - в Тибете. Вышедший из недр монашеских обителей древний трактат «Чжуд-ши» на протяжении многих веков учил людей жить, не зная, что такое болезнь. Интересно, что в языке тибетских монахов даже не было такого понятия, как заболевание! Описывались только определенные обстоятельства, которые нарушали гармонию Инь и Ян. Восстановление равновесия энергии - вот умение, которым обладали древние китайские медики. И это умение достигало поистине недостижимых для нас высот.
Представьте только, в тибетской медицине существовало более 100 методов нелекарственной терапии! Существовали определенные лечебные молитвы, врачевание могло проводиться во сне, с помощью определенных звуков, мыслей, взгляда. Но и кроме этого использовалось большое количество природных веществ, таких, как различные минералы, белая глина, травы и многое другое, что уже хорошо известно и распространено у нас.
Благодаря высочайшему уровню методов лечения, медицина в те времена смогла существенно расширить границы жизни и отсрочить смерти правивших в Древнем Китае императоров. До нас дошли сведения о том, что некоторые из них доживали до 200 лет, зачинали детей в возрасте 140 лет и до конца дней имели гарем, состоящий из 5000 жен! И это не легенды и мифы, а достоверная информация, ставшая известной современным историкам из дворцовых хроник, протоколов, официальных документов и дипломатических переписок.
Тибетская и китайская медицина в целом рождалась и развивалась в строжайшей тайне. Открытия и достижения древних врачевателей долгие века хранились за семью замками. Те, кто нарушал обет молчания, карались смертью. Районы сбора лечебных трав охранялись войсками. Императорские врачи и лекари имели одни из самых важных государственных статусов и стояли на вершине власти почти наравне с императором.
На протяжении многих тысячелетий китайские мудрецы изучали энергетическую силу человека под названием «Ци», которую считали не менее важной, чем, например, систему кровообращения или дыхания. Термины «биоэлектричество» и «биомагнетизм», только недавно вошедшие в обиход современной медицины, в Китае были известны с незапамятных времен!
Современная наука только начинает изучать невидимые энергии в человеческом организме, между тем как древнекитайские медики давно знакомы с ее свойствами. В Древнем Китае медицинские знания считали божественным даром. Умение лечить означало могущество, власть над жизнью и смертью.
И сейчас не из-за простого любопытства, стремления к экзотике или следования моде современные врачи интересуются древнекитайскими тайнами врачевания. Припадая к ее истокам, они находят там ответы на казалось бы неразрешимые вопросы и открывают новые пути борьбы с тяжелыми недугами.
|