Большинство продуктов не соответствуют стандартам качества, а часть из них может быть опасна для здоровья. Безопасность не гарантирует ни известный бренд, ни покупка товаров в крупных супермаркетах, ни целая упаковка и действительный срок годности. Об этом вчера заявили на пресс-конференции президент Общенациональной ассоциации генетической безопасности (ОАГБ) Александр Баранов и директор ОАГБ Елена Шаройкина.
Как пишет российское издание "Взгляд", пресс-конференция была посвящена очередному исследованию, проведенному ОАГБ. На этот раз ассоциация, работающая на российском продуктовом рынке более 3 лет, исследовала в независимых лабораториях наиболее популярные виды сгущенного молока и мясо, купленное на столичных рынках. Так, все 8 образцов мяса были признаны не соответствующими санитарным нормам, а в одном куске свиной вырезки была обнаружена сальмонелла. Не лучше обстоят дела и со сгущенкой. 80% образцов оказались некондиционной продукцией.
Газета отмечает, что наименьшее зло - преобладание в продуктах одних невредных, но более дешевых веществ над другими невредными, но более дорогими. Этим, как правило, грешат производители мясных изделий, подменяя белки жирами и удешевляя тем самым себестоимость продукции, "забывая" поставить об этом в известность покупателя. Из 12 видов сгущенного молока с сахаром этой подменой отличились 5.
Однако эти нарушения качества меркнут перед другими открытиями, совершенными независимыми экспертами, пишет издание. 5 видов сгущенного молока были признаны опасными для здоровья за счет наличия в них болезнетворных бактерий. В сгущенке ЗАО "Белок" были найдены кишечные палочки, спорообразующие термофильные микроорганизмы и плесень. Кишечные палочки были найдены и в сгущенном молоке с сахаром "Веселый молочник" ООО "Аннинское молоко". Сгущенка "Главпродукт" содержит не только не заявленные растительные жиры, но и ту же кишечную палочку плюс возбудителей ботулизма. Сгущенное молоко "Домик в деревне" ОАО "Глубокский молочно-консервный комбинат" и "Вологодское лето" ОАО "Сухонский молочный комбинат" содержит повышенное количество мезофильных аэробных и факультативно-анаэробных микроорганизмов.
Специалисты ОАГБ отдельно пояснили, что токсин ботулизма вызывает болезнь, которая может привести к параличу дыхательной мускулатуры, потере зрения и летальному исходу. Не менее опасны и бактерии группы кишечных палочек, попадающих в продукты из-за несоблюдения санитарных норм. Эти бактерии приводят к сбоям в работе желудочно-кишечного тракта, накоплению токсичных веществ, пагубному воздействию на иммунную и выделительную системы. А у маленьких детей заражение кишечной палочкой может привести к смертельному исходу.
Как говорится в статье, именно поэтому ОАГБ решила привлечь к проблеме максимальное внимание и направила открытое обращение в адрес Первого вице-премьера РФ Дмитрия Медведева. Ассоциация просит чиновника "уделить в процессе реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" особое внимание вопросам контроля за продовольственным рынком, и в первую очередь продуктов, употребляемых детьми". "Продукты питания из детского рациона постепенно становятся зоной риска для их здоровья. Согласно экспертным оценкам, в России ежедневно из-за потребления некачественных продуктов около 135 человек гибнет от пищевых отравлений, а четверть российских детей до 10 лет имеют заболевания желудочно-кишечного тракта", - говорится в письме на имя Д.Медведева.
Делая заявления о несоответствии качества протестированных продуктов заявленным стандартам, ОАГБ поневоле вмешивается в конкурентную борьбу производителей, "премируя" одних и создавая антирекламу другим. Учитывая то, что ассоциация тесно работает со СМИ, обращается в прокуратуру и другие надзорные органы, компании, чьи интересы были задеты в ходе контрольных закупок, не могут не реагировать на результаты исследования. Но реагируют по-разному.
Стоит отметить, что ОАГБ регулярно участвует в судах, инициированных производителями, чьи товары были признаны экспертами не соответствующими стандартам качества. И так же регулярно их выигрывает. Наиболее громкий и характерный пример - полугодовая судебная тяжба с мировым брендом "Nestle". В 2004 году Ассоциация генетической безопасности обнаружила, что в детском питании этой компании содержатся генетически модифицированные организмы (ГМО), однако этикетка не информировала об этом покупателей.
Конечно, пишет газета, кормить или нет своих детей генно-модифицированными продуктами - личный выбор каждого родителя. Однако производитель обязан предоставить родителям такой выбор и сообщить, что при изготовлении этой продукции были использованы ГМО, считают в ассоциации. В "Nestle" считали иначе. Спустя почти полгода юристы ОАГБ смогли доказать в суде свою правоту и дело было выиграно.
Победой закончился и эпизод с проверкой качества йогуртов, представленных в российской торговой сети. В то время по центральным телеканалам шла массированная реклама йогурта "Кампина", который, по данным экспертизы, вовсе не являлся йогуртом из-за отсутствия в нем живых бактерий - болгарских палочек. По всем стандартам продукт ООО "Кампина" мог называться разве что йогуртовым продуктом, от которого не требуется наличие в его составе полезных бактерий. В результате дискредитировавшая себя компания получила предписание о ненадлежащей рекламе и штраф за нарушение законодательных норм.
Год назад ОАГБ предложила участникам рынка добровольную сертификацию биологически безопасных продуктов. Технология получения этого сертификата была проста: компании приносят экспертам ассоциации образцы своих товаров, которые проходят независимую экспертизу, и, если ее результаты удовлетворяют требованиям всех нормативов, исследуемый продукт отмечается знаком доверия ОАГБ. "Десятки компаний захотели участвовать в этой акции, - рассказывает Е.Шаройкина. - И ни одна из них не согласилась подписать специальный договор, споткнувшись о пункт, предупреждающий, что ОАГБ будет регулярно проводить контрольные закупки отмеченных товаров, дабы гарантировать потребителям, что товар по-прежнему остается качественным и безопасным".
Как подытожило российское издание, никто из производителей не согласился на постоянный контроль за их работой, что говорит само за себя. "На сегодняшний день производители не готовы к открытости перед потребителями", - констатирует Е.Шаройкина, признавая, что идея добровольной сертификации оказалась утопией.
Источник: Liga.Net - украинская Сеть деловой информации